Статья 12.

Отчетность некоммерческой организации - собственника целевого капитала

Содержание закона
1. Некоммерческая организация - собственник
целевого капитала обязана не позднее шести месяцев после окончания отчетного года подготовить и утвердить годовой отчет о формировании и пополнении целевого капитала и об использовании, о распределении дохода от целевого капитала. В случае, если такой некоммерческой организацией сформировано несколько целевых капиталов, указанный годовой отчет готовится по каждому сформированному целевому капиталу.
2. Годовой отчет о формировании и пополнении
целевого капитала и об использовании, о распределении дохода от целевого капитала должен содержать в том числе следующую информацию:

1) о стоимости имущества, находящегося в доверительном управлении управляющей компании по договору доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, на конец отчетного года;

2) о сумме денежных средств, поступивших для формирования или пополнения целевого капитала за отчетный год;

2.1) о первоначальной оценке ценных бумаг, недвижимого имущества, поступивших на пополнение целевого капитала за отчетный год;

3) о доходе от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, за отчетный год;

4) об использовании дохода от целевого капитала за отчетный год с указанием общей суммы денежных средств, направленных на административно-управленческие расходы некоммерческой организации, а также общей суммы денежных средств, направленных получателям дохода от целевого капитала;

5) об общей сумме расходов управляющей компании, связанных с доверительным управлением имуществом, составляющим целевой капитал, за отчетный год, а также о размере вознаграждения, выплаченного управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим целевой капитал;

6) о выявленных за отчетный год нарушениях при формировании и пополнении целевого капитала, а также при использовании, распределении дохода от целевого капитала.

2.1.

Годовой отчет о формировании и пополнении целевого капитала и об использовании, о распределении дохода от целевого капитала (за исключением годового отчета специализированной организации управления целевым капиталом) подлежит обязательной проверке аудиторской организацией, если балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 20 миллионов рублей. Заключение, составленное в соответствии со стандартами аудиторской деятельности по результатам такой проверки, должно содержать мнение аудиторской организации о достоверности годового отчета о формировании и пополнении целевого капитала и об использовании, о распределении дохода от целевого капитала. В случае, если такая проверка проводится в ходе аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации - собственника целевого капитала, аудиторское заключение о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации - собственника целевого капитала помимо мнения о достоверности такой отчетности, предусмотренного Федеральным законом от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», может содержать мнение по результатам такой проверки.
3. Годовой отчет о формировании и пополнении
целевого капитала и об использовании, о распределении дохода от целевого капитала должен быть размещен некоммерческой организацией на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», используемом некоммерческой организацией для размещения информации, предусмотренной настоящим Федеральным законом, в течение 10 дней с даты утверждения такого отчета или внесения в него изменений.
комментарий
1
Комментируемая часть обязывает некоммерческую организацию - собственника целевого капитала подготавливать и утверждать годовой отчет о формировании и пополнении целевого капитала, об использовании и распределении дохода от целевого капитала (далее – годовой отчет о целевом капитале). Годовой отчет о целевом капитале некоммерческая организация должна подготовить и утвердить высшим органом управления организации не позднее шести месяцев после окончания отчетного года, то есть не позднее 30 июня года, следующего за отчетным годом. Если некоммерческая организация сформировала несколько целевых капиталов, то в отношении каждого из целевых капиталов некоммерческая организация обязана составить самостоятельный годовой отчет. В соответствии с требованиями комментируемой статьи годовой отчет, кроме уполномоченных государственных органов - управлений Минюста России, предназначен и для жертвователей и других заинтересованных лиц.

Составлять указанный годовой отчет некоммерческие организации обязаны в связи с тем, что Закон о целевом капитале предоставил жертвователям право получать от НКО информацию о формировании целевого капитала, доходе от доверительного управления целевым капиталом, а также об использовании дохода от целевого капитала, в который жертвователи внесли денежные средства. Годовой отчет о целевом капитале представляет собой обобщенную информацию о формировании целевого капитала, об учете целевых доходов и расходов за отчетный год. По состоянию на 1 августа 2025 года годовой отчет о формировании и пополнении целевого капитала, об использовании и распределении дохода от целевого капитала не подается в Министерство юстиции.

Данный вид отчетности для некоммерческих организаций-собственников целевого капитала является специальным, так как его составление предусмотрено специальным законом – Законом о целевом капитале, в то время как иные формы отчетности предусмотрены нормами общего действия, в том числе Закон о некоммерческих организациях. Согласно этому закону, некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность, а также предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством и ее учредительными документами. К иным актам общего действия относятся Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и НК РФ.

Ежегодная отчетность НКО представляется в орган, уполномоченный осуществлять контроль за деятельностью некоммерческих организаций, которым в настоящее время является Минюст России (Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 13.01.2023 №10 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»). Отчетность предоставляется в электронном виде посредством Портала Министерства юстиции: https://nco.minjust.gov.ru/ по итогам отчетного года (не позднее 15 апреля следующего года) в управление Минюста России по тому субъекту РФ, в котором зарегистрирована некоммерческая организация.

Поскольку годовой отчет некоммерческой организации-собственника целевого капитала основан на показателях бухгалтерской отчетности, а также из-за его особенного содержания и назначения Законом о целевом капитале установлен срок формирования отчета, отличающийся от сроков представления отчетности в уполномоченные органы. Годовой отчет о целевом капитале, как уже отмечалось выше, должен быть утвержден высшим органом управления некоммерческой организации - собственника целевого капитала не позднее 30 июня года, следующего за отчетным годом.

Факт утверждения годового отчета о целевом капитале высшим органом управления подтверждается наличием в протоколе соответствующей записи, при этом в протокол вносится отдельная запись по каждому из утверждаемых отчетов.
2
Годовой отчет о целевом капитале, исходя из требований, предъявляемых к отчету комментируемой нормой, может состоять из нескольких частей, каждая из которых содержит обобщенную информацию о соответствующей стадии движения целевого капитала.
Исходя из информации, которая должна содержаться в годовом отчете о целевом капитале, отчет целесообразно разделить на четыре основные части.

Часть 1 - отчет о формировании целевого капитала. В первую часть отчета необходимо включить всю основную информацию о формировании целевого капитала, за исключением финансовой информации, которую в эту часть включать не следует. В первой части должна содержаться общая информация, начиная с момента поступления денежных средств на формирование целевого капитала и заканчивая моментом фактической передачи целевого капитала в доверительное управление - с этого момента, согласно Закону о целевом капитале, целевой капитал считается сформированным.

В связи с этим первая часть отчета должна содержать следующую информацию:
сведения об организации - собственнике целевого капитала. Кроме обычных для отчетов реквизитов организации (полное наименование некоммерческой организации; адрес (место нахождения) органа, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией; наименование регистрирующего органа; ОГРН; дата регистрации; ИНН/КПП). В этой части отчета отражается информация о том, является ли организация специализированной организацией управления целевым капиталом (п. 5 ст. 2 Закона) или собственником целевого капитала, создающим целевой капитал для своего использования (с указанием организационно-правовой формы).
Если некоммерческая организация выполняет несколько целевых программ, целесообразно составлять смету по каждой из них. В такой ситуации при распределении общих административно-хозяйственных расходов некоммерческая организация вправе самостоятельно выбрать метод их учета;
информация о сумме денежных средств, поступивших на формирование или пополнение целевого капитала за отчетный год. В случае, когда стоимость имущества, составляющего целевой капитал, на конец отчетного года превышает 20 миллионов рублей, годовой отчет о целевом капитале подлежит обязательной проверке.
В отчете должны присутствовать сведения об аудиторской компании и проведенной проверке годового отчета о целевом капитале (полное наименование аудиторской компании; адрес (место нахождения) органа, по которому осуществляется связь с аудиторской компанией; ОГРН, дата регистрации; ИНН/КПП; номер лицензии на осуществление аудиторской деятельности или название саморегулируемой организации, в состав которой входит аудиторская компания);
информация о сроке, на который формируется целевой капитал (случае, если срок не определен договором пожертвования или завещанием);
сведения о формировании совета по использованию целевого капитала, его персональном и структурном составе (ст. 9 Закона);
информация о наименовании управляющей компании (адрес органа компании, ОГРН, дата регистрации, наименование регистрирующего органа, ИНН/КПП, номер лицензии на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами либо лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами) и дате передачи в доверительное управление имущества, составляющего целевой капитал некоммерческой организации;
информация об открытии отдельного банковского счета с указанием даты открытия счета и его реквизитов (ч. 5.1 ст. 6 Закона).
Часть 2- отчет о доходах, связанных с формированием, пополнением и управлением целевым капиталом.

В данной части предоставляются сведения: о стоимости имущества, находящегося в доверительном управлении управляющей компании по договору доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, на конец отчетного года; о сумме денежных средств, поступивших для формирования или пополнения целевого капитала, за отчетный год; о размещении управляющей компанией имущества, составляющего целевой капитал; о доходе от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, за отчетный год (на основании отчета о деятельности доверительного управляющего с указанием финансовых результатов его деятельности по управлению целевым капиталом).

Часть 3 - отчет об использовании дохода от целевого капитала, дохода от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, о распределении дохода от целевого капитала.
Распределение дохода от целевого капитала по смыслу и терминологии Закона о целевом капитале означает его использование (ст. 13 Закона).

Использование дохода от целевого капитала осуществляется в соответствии с финансовым планом некоммерческой организации - собственника целевого капитала (ч. 2 ст. 13 Закона). Поэтому данные утвержденного финансового плана, выполняющего роль бюджета для соответствующей некоммерческой организации, являются необходимой составляющей не только первой, но и третьей части отчета.

Третья часть отчета также должна содержать информацию о получателях дохода от целевого капитала, о порядке распределения полученного дохода между организациями - получателями дохода от целевого капитала; о первоначальной оценке ценных бумаг, недвижимого имущества, поступивших на пополнение целевого капитала за отчетный год; об использовании дохода от целевого капитала за отчетный год с указанием общей суммы денежных средств, направленных на административно-управленческие расходы некоммерческой организации (ч. 3 ст. 3 комментируемого Закона); о сумме денежных средств, направленных получателям дохода от целевого капитала; об общей сумме расходов управляющей компании, связанных с доверительным управлением имуществом, составляющим целевой капитал, за отчетный год, а также о размере выплаченного ей вознаграждения за осуществление доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал некоммерческой организации.

Часть 4. В заключительной части отчета необходимо отразить информацию о нарушениях, выявленных при формировании и использовании целевого капитала, распределении дохода от целевого капитала, за отчетный год, если таковые имели место. От характера выявленных нарушений зависит дальнейшая возможность осуществления деятельности по формированию и использованию целевого капитала. Последствия могут заключаться как в желании жертвователя, наследника или иного правопреемника отменить пожертвование (ч. 2 ст. 5 Закона), так и в расформировании целевого капитала по решению суда (ч. 3 ст. 14 Закона).
Годовой отчет о целевом капитале может содержать и иные сведения о своей деятельности в отношении сформированного целевого капитала. Главной функцией отчета является предоставление полной, достоверной и доступной всем заинтересованным лицам информации о формировании, использовании и распределении целевого капитала.
2.1.
Частью 2.1 ст. 12 Закона о целевом капитале установлено, что с 01.03.2025 обязательной проверке подлежит годовой отчет о целевом капитале (за исключением годового отчета специализированной организации управления целевым капиталом), если балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 20 миллионов рублей. Обязанность проведения аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, связанной с формированием и пополнением целевого капитала, распределением дохода от целевого капитала заменена на проведение проверки годовых отчётов о целевом капитале.

Проверка годового отчёта о целевом капитале должна проводиться аудиторской организацией. В заключении, составленном в соответствии со стандартами аудиторской деятельности по результатам такой проверки, аудиторская организация должна отразить свое мнение о достоверности годового отчета о целевом капитале.

В случае, когда проверка годового отчета о целевом капитале проводится в ходе аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации-собственника целевого капитала, аудиторское заключение о годовой бухгалтерской отчетности помимо мнения о ее достоверности, предусмотренного Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», может содержать мнение по результатам проверки годового отчета о целевом капитале.

Таким образом, некоммерческая организация, созданная в организационно-правовой форме «общественно полезный фонд», являющаяся собственником целевого капитала (за исключением специализированной организации управления целевым капиталом), обязательную проверку аудиторской организацией годового отчета о целевом капитале может производить и в ходе обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. В таких случаях в аудиторском заключении об аудиторской проверке годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (включая ее часть, связанную с формированием, пополнением и использованием целевого капитала), аудиторская организация, помимо мнения о достоверности всей бухгалтерской (финансовой) отчетности, должна отразить свое мнение о достоверности годового отчета о целевом капитале.

Общественно полезные фонды, в том числе благотворительные фонды, являющиеся собственниками целевого капитала, могут не заключать с аудиторской организацией отдельного договора о проверке годового отчета о целевом капитале, а проводить проверку такого отчета в ходе обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Годовой отчет о целевом капитале подлежит обязательной проверке аудиторской организацией, начиная с годового отчета за 2025 год.

Так как годовой отчет о целевом капитале не входит в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда-собственника целевого капитала, такой фонд в договоре, заключаемом с аудиторской организацией о проведении аудиторской проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, должен предусмотреть и проведение проверки годового отчета о целевом капитале.
3
Для того чтобы заинтересованные лица могли ознакомиться с годовым отчетом некоммерческой организации-собственника целевого капитала, Закон обязывает организацию этот отчет, подготовленный в соответствии с требованиями, содержащимися в комментируемой статье, после его утверждении высшим органом управления организации разместить в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте некоммерческой организации. Отчет некоммерческая организация должна разместить в течение 10 дней с момента его утверждения (при внесении изменений обновленный отчет должен быть размещен также в течение 10 дней с момента утверждения изменений).
Фонд юридической помощи и правового просвещения НКО
ОГРН 1227700203940
ИНН 9704131895
КПП 770401001
Москва, ул. Павла Андреева, д. 4, пом. 1/2

fpp-nko@mail.ru
Фонд юридической помощи и правового просвещения НКО
ОГРН 1227700203940
ИНН 9704131895
КПП 770401001
Москва, ул. Павла Андреева, д. 4, пом. 1/2

fpp-nko@mail.ru