Статья 3.

Цели формирования целевого капитала и использования дохода от целевого капитала

Содержание закона
1. Формирование целевого капитала и использование дохода от целевого капитала
могут осуществляться в целях использования в сфере образования, науки, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), искусства, архивного дела, социальной помощи (поддержки), охраны окружающей среды, оказания гражданам бесплатной юридической помощи и осуществления их правового просвещения, функционирования общероссийского обязательного общедоступного телеканала общественного телевидения, а также в целях, предусмотренных Федеральным законом от 11 августа 1995 года №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».
2. Формирование целевого капитала и использование,
распределение дохода от целевого капитала на иные цели, за исключением предусмотренных настоящей статьей целей, не допускаются.

Действие ч. 3 ст. 3 приостановлено до 01.01.2026.
3. Специализированная организация вправе использовать
на административно-управленческие расходы, связанные с формированием и пополнением целевого капитала, с осуществлением деятельности, финансируемой за счет дохода от целевого капитала, не более 15 процентов суммы дохода от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, или не более 10 процентов суммы поступившего за отчетный год дохода от целевого капитала. Такими расходами являются, в частности, оплата аренды помещений, зданий и сооружений, расходы на приобретение основных средств и расходных материалов, расходы на проведение проверки, предусмотренной частью 2.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, выплату заработной платы работникам некоммерческой организации, расходы на управление некоммерческой организацией или ее отдельными структурными подразделениями, расходы на приобретение услуг по управлению некоммерческой организацией или ее отдельными структурными подразделениями.

С 01.01.2026 ч. 4 ст. 3 утрачивает силу.
4. Специализированная организация вправе использовать
на административно-управленческие расходы, связанные с формированием и пополнением целевого капитала, с осуществлением деятельности, финансируемой за счет дохода от целевого капитала, не более 30 процентов суммы дохода от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, или не более 25 процентов суммы поступившего за отчетный год дохода от целевого капитала, или не более 1 процента средней стоимости чистых активов, находящихся в доверительном управлении управляющей компании по договору доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, за отчетный год. Такими расходами являются, в частности, оплата аренды помещений, зданий и сооружений, расходы на приобретение основных средств и расходных материалов, расходы на проведение проверки, предусмотренной частью 2.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, выплату заработной платы работникам некоммерческой организации, расходы на управление некоммерческой организацией или ее отдельными структурными подразделениями, расходы на приобретение услуг по управлению некоммерческой организацией или ее отдельными структурными подразделениями.
комментарий
1
В ч. 1 ст. 3 Закона о целевом капитале определено, что формирование целевого капитала и использование дохода от целевого капитала могут осуществляться в сферах, указанных в комментируемой части, и в целях благотворительной деятельности, предусмотренных в Законе о благотворительности.

Установлено, что формирование целевого капитала и использование дохода от целевого капитала могут осуществляться в целях использования в сфере образования, науки, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), искусства, архивного дела, социальной помощи (поддержки), охраны окружающей среды, оказания гражданам бесплатной юридической помощи и осуществления их правового просвещения, функционирования общественного телевидения.

Благотворительная и добровольческая (волонтерская) деятельность осуществляется в целях:
социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
участия в ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, профилактике и тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, а также оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
поддержки, укрепления и защиты семьи, многодетности, сохранения традиционных семейных ценностей, популяризации института брака;
содействия защите материнства, детства и отцовства;
содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
содействия деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), участия в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг физическими лицами;
охраны окружающей среды и защиты животных;
охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;
содействия добровольческой (волонтерской) деятельности;
участия в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
содействия развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
содействия патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
поддержки общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;
содействия деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;
содействия профилактике социально опасных форм поведения граждан;
участия граждан в поиске лиц, пропавших без вести;
содействия в оказании медицинской помощи в организациях, оказывающих медицинскую помощь;
содействия органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка в соответствии с законодательством Российской Федерации;
участия в проведении мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества;
оказания поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности;
развития безвозмездного донорства крови и (или) ее компонентов, безвозмездного донорства костного мозга и (или) гемопоэтических стволовых клеток, в том числе участия в мероприятиях, направленных на пропаганду безвозмездного донорства.
Практически каждая из перечисленных в Законе сфер деятельности имеет соответствующее правовое регулирование, ориентированное на круг отношений, возникающих в той или иной сфере деятельности. В их числе: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; Федеральный закон от 21.11.2011 №324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»; Федеральный закон от 23.08.1996 №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и др.

Перечень сфер деятельности в целях формирования и использования целевого капитала установлен для всех некоммерческих организаций - собственников целевого капитала, в том числе и для специализированных организаций управления целевым капиталом, и для некоммерческих организаций - получателей дохода от целевого капитала от специализированных организаций. Перечень сфер деятельности является исчерпывающим.

Виды деятельности в сферах, указанных в ч. 1 комментируемой статьи, должны быть предусмотрены в уставах и некоммерческих организаций - собственников целевого капитала, и некоммерческих организаций - получателей дохода от целевого капитала от специализированных организаций управления целевым капиталом. При этом некоммерческие организации обязаны фактически осуществлять деятельность, предусмотренную в уставе. Перечень видов деятельности применительно к соответствующей сфере должен соответствовать Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД).

Формировать целевой капитал могут благотворительные организации, в том числе благотворительные фонды, созданные в соответствии с Законом о благотворительности. Благотворительные организации вправе формировать целевой капитал в случаях, если в уставе предусмотрена возможность формирования и пополнения целевого капитала на цели благотворительной деятельности, указанные в уставе благотворительной организации, при этом такая деятельность должна фактически осуществляться.
2
В ч. 2 ст. 3 Закона о целевом капитале установлено, что формирование целевого капитала, использование и распределение дохода от целевого капитала на иные цели, за исключением предусмотренных статьей целей, не допускается. Некоммерческие организации-собственники целевого капитала не имеют права использовать доход, полученный от целевого капитала, ни на какие другие цели, кроме тех, которые предусмотрены ч. 1 комментируемой статьи. То есть Законом установлено строго целевое использование дохода от целевого капитала. Сделка о формировании целевого капитала, об использовании и распределении дохода от целевого капитала на цели, не предусмотренные настоящей статьей, ничтожна на основании п. 2 ст. 168 ГК РФ. Последствия недействительности сделки заключаются в том, что каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре, возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (п. 2 ст. 167 ГК РФ).
3
Из установленного Законом о целевом капитале запрета распределения дохода от целевого капитала на иные цели, за исключением тех, которые предусмотрены в ч. 1 комментируемой статьи, для специализированной организации управления целевым капиталом сделано исключение. Частью 3 ст. 3 Закона о целевом капитале установлено, что специализированная организация имеет право использовать на административно-управленческие расходы, связанные с формированием и пополнением целевого капитала, не более 15% суммы дохода от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, либо не более 10% дохода от целевого капитала, поступившего за отчетный год.

В понятие «доход от целевого капитала» входит «доход от доверительного управления» целевым капиталом плюс часть самого целевого капитала в размере не более 10% от его балансовой стоимости.

Использовать на административно-управленческие расходы до 10% дохода от целевого капитала, поступившего за отчетный год, специализированная организация может в случае, если это предусмотрено условиями договоров пожертвования (завещаний) и финансовым планом некоммерческой организации – собственника целевого капитала.

Комментируемая часть содержит перечень административно-управленческих расходов специализированной организации. Такими расходами, в частности, являются: оплата аренды помещений, расходы на приобретение основных средств и расходных материалов, выплата заработной платы работникам, расходы на управление организацией или ее структурными подразделениями, приобретение услуг по управлению организацией или ее структурными подразделениями. Перечень административно-управленческих расходов является исчерпывающим, расширенному толкованию не подлежит и такие расходы, в том числе на выплату заработной платы работникам, специализированная организация должна осуществлять в пределах, установленных Законом. Основная часть доходов от целевого капитала специализированной организацией должна направляться иным некоммерческим организациям - получателям дохода от целевого капитала для использования на цели, определенные в ч. 1 комментируемой статьи.

При этом специализированная организация обязана вести обособленный бухгалтерский учет всех операций, связанных с получением денежных средств на формирование (пополнение) целевого капитала, ценных бумаг, недвижимого имущества на пополнение целевого капитала, передачей средств целевого капитала в доверительное управление управляющей компании, а также с использованием (распределением) дохода от целевого капитала. Для обеспечения раздельного учета специализированная организация обязана открыть отдельный банковский счет.

Специализированные организации создаются в организационно-правовой форме общественно полезного фонда.

В пп. 3 п.1 ст. 5 Федерального закона от 30.12. 2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Федеральный закон «Об аудиторской деятельности) установлено, что организации, имеющие организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и международного фонда) должны проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 миллиона рублей. Таким образом, специализированные организации освобождены от обязанности, установленной указанной нормой.

Законом о целевом капитале установлено, что административно-управленческими расходами специализированной организации являются в том числе расходы на проведение проверки, предусмотренной ч. 2.1 ст. 12 Закона о целевом капитале.

В ч. 2.1 ст. 12 Закона о целевом капитале установлено, что с 01.03.2025 обязательной проверке аудиторской организацией подлежит годовой отчет о формировании и пополнении целевого капитала и об использовании, о распределении дохода от целевого капитала, если балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 20 миллионов рублей. При этом установлено, что эта норма не распространяется на годовой отчет специализированной организации.

Следовательно, ни Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», ни Закон о целевом капитале не содержат норм, обязывающих специализированную организацию проводить обязательный аудит.
4
В соответствии с ч. 4 ст. 3 Закона о целевом капитале, введенной Федеральным законом от 14.07.2022 №179-ФЗ и применяемой до 01.01.2026, специализированная организация вправе использовать на административно-управленческие расходы, связанные с формированием и пополнением целевого капитала, с осуществлением деятельности, финансируемой за счет дохода от целевого капитала, не более 30% суммы дохода от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, либо не более 25% дохода от целевого капитала, поступившего за отчетный год, либо не более 1% средней стоимости чистых активов, находящихся в доверительном управлении управляющей компании по договору доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, за отчетный год.

Предусмотрено, что такими расходами являются, в частности, оплата аренды помещений, зданий и сооружений, расходы на приобретение основных средств и расходных материалов, выплату заработной платы работникам некоммерческой организации, расходы на управление некоммерческой организацией или ее отдельными структурными подразделениями, расходы на приобретение услуг по управлению некоммерческой организацией или ее отдельными структурными подразделениями.
Фонд юридической помощи и правового просвещения НКО
ОГРН 1227700203940
ИНН 9704131895
КПП 770401001
Москва, ул. Павла Андреева, д. 4, пом. 1/2

fpp-nko@mail.ru
Фонд юридической помощи и правового просвещения НКО
ОГРН 1227700203940
ИНН 9704131895
КПП 770401001
Москва, ул. Павла Андреева, д. 4, пом. 1/2

fpp-nko@mail.ru