Из установленного Законом о целевом капитале запрета распределения дохода от целевого капитала на иные цели, за исключением тех, которые предусмотрены в ч. 1 комментируемой статьи, для специализированной организации управления целевым капиталом сделано исключение. Частью 3 ст. 3 Закона о целевом капитале установлено, что специализированная организация имеет право использовать на административно-управленческие расходы, связанные с формированием и пополнением целевого капитала, не более 15% суммы дохода от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, либо не более 10% дохода от целевого капитала, поступившего за отчетный год.
В понятие «доход от целевого капитала» входит «доход от доверительного управления» целевым капиталом плюс часть самого целевого капитала в размере не более 10% от его балансовой стоимости.
Использовать на административно-управленческие расходы до 10% дохода от целевого капитала, поступившего за отчетный год, специализированная организация может в случае, если это предусмотрено условиями договоров пожертвования (завещаний) и финансовым планом некоммерческой организации – собственника целевого капитала.
Комментируемая часть содержит перечень административно-управленческих расходов специализированной организации. Такими расходами, в частности, являются: оплата аренды помещений, расходы на приобретение основных средств и расходных материалов, выплата заработной платы работникам, расходы на управление организацией или ее структурными подразделениями, приобретение услуг по управлению организацией или ее структурными подразделениями. Перечень административно-управленческих расходов является исчерпывающим, расширенному толкованию не подлежит и такие расходы, в том числе на выплату заработной платы работникам, специализированная организация должна осуществлять в пределах, установленных Законом. Основная часть доходов от целевого капитала специализированной организацией должна направляться иным некоммерческим организациям - получателям дохода от целевого капитала для использования на цели, определенные в ч. 1 комментируемой статьи.
При этом специализированная организация обязана вести обособленный бухгалтерский учет всех операций, связанных с получением денежных средств на формирование (пополнение) целевого капитала, ценных бумаг, недвижимого имущества на пополнение целевого капитала, передачей средств целевого капитала в доверительное управление управляющей компании, а также с использованием (распределением) дохода от целевого капитала. Для обеспечения раздельного учета специализированная организация обязана открыть отдельный банковский счет.
Специализированные организации создаются в организационно-правовой форме общественно полезного фонда.
В пп. 3 п.1 ст. 5 Федерального закона от 30.12. 2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Федеральный закон «Об аудиторской деятельности) установлено, что организации, имеющие организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и международного фонда) должны проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 миллиона рублей. Таким образом, специализированные организации освобождены от обязанности, установленной указанной нормой.
Законом о целевом капитале установлено, что административно-управленческими расходами специализированной организации являются в том числе расходы на проведение проверки, предусмотренной ч. 2.1 ст. 12 Закона о целевом капитале.
В ч. 2.1 ст. 12 Закона о целевом капитале установлено, что с 01.03.2025 обязательной проверке аудиторской организацией подлежит годовой отчет о формировании и пополнении целевого капитала и об использовании, о распределении дохода от целевого капитала, если балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 20 миллионов рублей. При этом установлено, что эта норма не распространяется на годовой отчет специализированной организации.
Следовательно, ни Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», ни Закон о целевом капитале не содержат норм, обязывающих специализированную организацию проводить обязательный аудит.